- stern-wheeler
- истзаднеколесный пароход, колесный пароходПервый в мире пароход "Клермонт" ["Clermont"] был построен американским инженером Р. Фултоном [Fulton, Robert] для плавания на р. Хадсон [Hudson River] в 1807. В 1811 колесный пароход "Новый Орлеан" его же постройки начал плавание по р. Миссисипи [Mississippi River]. Эти пароходы имели по два бортовых гребных колеса. Однако условия навигации по р. Миссисипи с ее многочисленными мелями, изменениями фарватера и узкими протоками в низовьях и на притоках потребовали изменения конструкции судна. В начале XIX в. на р. Миссисипи появилось судно с кормовым гребным колесом (слово "stern-wheel" впервые зарегистрировано в 1919). "Миссисипские пароходы" [Mississippi river steamboat, Mississippi steamer] сыграли огромную роль в экономике страны в середине XIX в., превратив систему рек Миссисипи, Миссури, Огайо и их притоков в мощную разветвленную транспортную сеть. Конструкции пароходов и паровой машины совершенствовались (в 1853 пароход "Эклипс" ["Eclipse"] совершил рейс из Нового Орлеана в Луисвилл на р. Огайо [Ohio River] всего за четыре с половиной дня). Появились знаменитые многоярусные (до семи ярусов) богато отделанные пассажирские пароходы: "Грэнд рипаблик" ["Grand Republic"], "Натчез" ["Natchez"], "Роберт Ли" ["Robert. E. Lee"] и др. Миссисипские пароходы часто ломались, сгорали, получали пробоины от полузатонувших бревен, садились на мель и даже взрывались (в 1816-49 на реке затонуло 235 пароходов). Средняя продолжительность их эксплуатации составляла четыре года
English-Russian dictionary of regional studies. 2013.